Знаменитые библиотекари женщины

В ранее предложенных статьях мы открыли перед вами завесу возникновения библиотечного дела. Так продолжим сквозь века знакомиться с самыми яркими фигурами библотекарей.

Гипатия, дочь Теона из Александрии (370 — 415) – женщина-учёный греческого происхождения, философ, математик, астроном. Гипатия работала вместе с отцом в знаменитой Александрийской библиотеке. Известность и авторитет Гипатии были столь велики, что со всех концов огромной Римской Империи, из дальних стран Малой Азии и всего Средиземноморья люди отправлялись в Александрию, чтобы встретиться с ней, выслушать ее суждения о философии, астрономии, математике, поработать под её руководством в прославленной Александрийской библиотеке. Когда фанатичные христиане разгромили и сожгли Александрийскую библиотеку, Гипатия пользуясь случайно уцелевшими, спасенными из огня экземплярами рукописей Диофанта, Апполония Пергского и других великих мыслителей древности, писала комментарии к их сочинениям – по листку, по странице восстанавливала вместе со своими помощниками эти бесценные творения человеческого ума. Так мог поступить только человек, безгранично веривший в конечное торжество разума, убежденный в необходимости сохранить для будущих поколений драгоценные семена истины. Именно в это время наиболее активно проявилась научная деятельность Гипатии, еще более возросли её слава и авторитет. История не сохранила для нас ни единой строчки из её научных сочинений, так как после смерти Гипатии Александрийская библиотека была вновь сожжена и уже окончательно уничтожена в VII веке (при завоевании Египта арабами). Но дело её жизни, её преданное служение книге и знаниям остались жить.

Евфросиния Полоцкая (1102 — 1173) В 1037 г. Ярослав Мудрый основал библиотеку в Киеве при Софийском соборе. Евфросиния Полоцкая считается первой женщиной-библиотекарем на Руси.

Юная княжна с позволения полоцкого епископа Ильи поселилась в церкви Святой Софии в боковой комнатке – “голубнице”, т. е. в чердачной пристройке, где имелось помещение для хранения книг. Свободное от молитвы время она проводила в переписывании рукописей. Часть переписанных Евфросинией книг продавалась богатым церквам и монастырям, а вырученные деньги по ее просьбе раздавали нуждающимся.

Для бедных церквей она делала списки Евангелия бесплатно. Евфросиния писала стихи, переводила с греческого языка, а возможно, и с латинского, создавала молитвы, пополняла Полоцкую летопись. Княжна мечтала о том, чтобы перепиской книг в Полоцке занимались не единицы, а десятки грамотных людей. Мечта воплотилась в реальность после основания ею двух церквей – Св. Спаса и Пресвятой Богородицы. При церкви Св. Спаса Евфросиния основала женский монастырь, а при церкви Пресвятой Богородицы – мужской. В созданных ею монастырях она организовала школы. Здесь обучались и сестры Евфросинии – Гордислава и Звенислава, которым после пострига в монахини дали имена Евдокия и Евпраксия. При монастырях были созданы скриптории – мастерские по переписке книг, в которых существовала специализация: один мастер делал цветные инициалы и заголовки, второй – миниатюры, третий – переплеты. В основанных Евфросинией монастырях создавались прекрасные памятники книжного искусства, например Погодинское Евангелие ХI в.

 

 

Запись опубликована в рубрике МетодКомпот, Новини. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>