Сиваченко Геннадий Макарович

 

Геннадий Сиваченко – ветеран 8‑й Воздушно-десантной дивизии, проживал на Первомайщине. Восемнадцатилетним пареньком он в составе 8‑й ВДД освобождал наш город. Десантником Геннадий Макарович тогда был, что называется, без году неделя. Вместе с другом-односельчанином ранней весной 1944 года он сбежал на фронт, благо – возраст уже позволял, и до линии фронта было рукой подать. И так случилось, что попал он в расположение десантников и остался в дивизии. Немного подучился, буквально несколько дней, и в бой.

 

Нас привезли в Лысую Гору, – вспоминает Геннадий Макарович, – сказали: “Побудьте здесь дней пять, мы вас в дивизию оформим”. Дали нам книжечку о пулемете “Максим”. А я восемь классов до войны окончил, грамотный, как говорится. Прочитал, разобрался, раз-два – собрал пулемет, и пошли дела нормально. Вот так нас, семерых хлопцев, и приписали к дивизии, которая в то время готовилась к штурму Первомайска. 22 марта мы пошли в наступление. Наш батальон сражался со стороны Мигеи. С этого и начался мой боевой путь. А потом мы пошли боями до Балты, от Балты до Рыбницы, потом через Молдавию дошли до Румынии.

В Румынии, кстати, произошел с нами курьезный случай. Послали наш пулеметный расчет на передовую, на сопку, в уже готовые окопы. Дали ориентиры и сказали, что будем мы поддерживать огнем бойцов штрафной роты. А штрафная рота – это провинившиеся, те, кто должен искупить вину либо кровью, либо жизнью. Страшно нам было, конечно, аж мороз по коже шел. Я разбросал своих хлопцев по окопу, заняли мы оборону и ждем. Стемнело. Вдруг видим, кто‑то вроде по полю идет. Я командую: стрелять короткими очередями. Длинными нельзя было, потому что пламя от стрельбы, и немцы по нему нас сразу же определили бы и накрыли. Дали мы короткую очередь. Вроде бы враг упал. Потом смотрим – опять идет! Я беру снайперскую трофейную винтовку. Прицелился, выстрелил… Вроде упал. Ну, думаю, все, убил. Ан, нет. Опять идет. И так целую ночь. А утром оказалось, что мы за немца приняли подсолнух с огромной шапкой. Он от ветра колыхался, и казалось, что идет человек. Вот так нас подсолнух напугал.

Потом была Венгрия, Австрия. Нас бросали везде, где бои велись тяжело, во все труднодоступные места. А войну я закончил в Чехословакии, за 40 километров от Праги. Уже было объявлено о Победе, а нам еще приходилось добивать фашистов, которые не хотели сдаваться в плен. 13 мая 1945 года для меня война окончилась…

Однако армия еще пять лет не отпускала командира пулеметного расчета. Пришлось ему дослужить положенное. За месяц до мобилизации его командир по-просил: оставайся, мол, служить, направим на учебу, дадим “лейтенанта”. Но Геннадий Макарович отказался. Раньше, говорит, надо было звания давать. Дома его ждала больная мама. От отца, ушедшего на фронт в 41‑м, в семью не пришло ни одной весточки. И за всю послевоенную жизнь Геннадий Макарович так ничего и не узнал об участи отца, хотя, будучи активистом ветеранского движения, помогал множеству людей разыскивать родных, друзей, однополчан.

После женитьбы Геннадий Макарович осел в Каменном Мосту. Более двадцати лет проработал в сельской школе физруком, и еще двадцать семь лет – электриком. Вырастил двоих детей. В 1987 году добился установки памятника своим однополчанам у села Ивановка. Памятник этот выполнен в виде знамени 8‑й ВДД. Но самое важное в жизни Геннадия Макаровича – это его музей, экспозицию которого он собирает уже почти 30 лет.

Накануне празднования Дня Победы мы отправились в Каменный Мост, чтобы посмотреть на уникальный музей ветерана. Под музей выделена маленькая комната в его доме. На полу – серые, похожие на домотканые дорожки, на окнах – белоснежная тюль, на беленых стенах – фотографии однополчан, на столах и диване – альбомы с памятными снимками, папки с газетными вырезками, переписка с боевыми друзьями, книги, подарки, сувениры… Все тщательно рассортировано, аккуратно подшиты документы и письма, любовно разложены в коробочках боевые награды и именные часы. И строгая надпись на дверях: “Уголок боевой славы”.

Геннадий Макарович охотно водит нас экскурсией по своему крохотному уголку. Показывает, рассказывает о каждом экспонате. Вот фронтовой котелок и ложка, вот макет памятника однополчанам, вот фотография отца, а вот на снимке командир его батальона, который после войны отвечал за безопасность космонавтов и смог организовать для своих однополчан две поездки в Звездный городок… Здесь пухлая картотека, в которую занесены все боевые товарищи, а также учебные и другие учреждения, где побывал хозяин музея. На листочках картона аккуратно записаны адреса, в уголке фотографии. Многие листки перечеркнуты черной линией наискосок. Это значит, что человек умер…

Музейное дело так увлекло Геннадия Макаровича, что он не ограничился лишь своим “Уголком боевой славы”. С удовольствием делился экспонатами и помогал в организации Музеев боевой славы 23 школам, в том числе и московским. В Первомайске он дважды занимался музеем СШ № 11. Говорит, много было экспонатов, но растащили все. Передавал фотоматериалы о дивизии в СПТУ-22, в школы Катеринки и Ольшанки.

Запись опубликована в рубрике Новини. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

3 комментария: Сиваченко Геннадий Макарович

  1. alex говорит:

    Умер Геннадий Макарович на днях. Светлая память героям. Земля ему пухом.

  2. Анастасия говорит:

    Хороший был человек, помню эту поездку на Партизанскую искру

  3. О. Пан'ко говорит:

    Не стало на світі нашого Учителя, наставника, друга ГЕННАДIЯ МАКАРОВИЧА СІВАЧЕНКА.
    Для більшості з нас він залишиться в пам’яті завжди  усміхненим, з веселими бісиками в очах, уважним, чуйним, привітним, готовим прийти на допомогу. Важко уявити собі, що вже наступного приїзду в рідне селище ми  не зустрінемось з ним хоча б на хвилинку, не зможемо поділитись своїми успіхами чи невдачами, радощами чи болем. Він знав всі сторони життя земного, міг дати добру пораду, настанову на майбутнє. Здавалось він буде вічним.
    Юнаком пішов на війну, переможно пройшов її фронтами, повернувся переможцем з багатьма нагородами Батьківщини на грудях. Прийшов в нашу рідну школу спочатку діловодом, потім став учителем фізкультури, вів позакласну гурткову роботу. Він, здавалося, ніколи не розлучався з фотоапаратом. У нього ми вчилися фотографувати, оволодівали різними видами спорту, а в шкільній майстерні він теж був майстром на всі руки.
    З середини 50-х років і до останнього часу кожне покоління випускників тяглось до нього, як до дороговказу, до зірки. що вказує шлях. По досягненню пенсійного віку Геннадій Макарович не залишався осторонь громадського життя. Активно працював в Раді ветеранів Великої Вітчизняної війни, відстоював інтереси односельчан у всіх органах районної та обласної влади, вболівав за добробут та розвиток у нашому Кам’яному Мості.
     Разом з дружиною, Ганною Марківною, виростили двох прекрасних дітей, збудували своє родинне гніздечко. Здавалось би, жити й жити цим прекрасним людям. Та час безжалісний і невмолимий до них, як і до всіх, хто існує на цій землі. Настала мить прощання і з Геннадієм Макаровичем.  
     Царство небесне йому, вічна пам’ять вдячних учнів, коллег і односельчан, а земля хай буде пухом.
    Микола Дорбалюк

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>