Исчезающий символ Англии

История возникновения и последующей судьбы легендарной красной телефонной будки – одной из визитных карточек Лондона. После изобретения в 1876 году Александром Беллом телефона новое аппаратное устройство стало активно внедряться в жизнь обычных людей и получило широкое распространение.

Но в связи с этим возникли определённые проблемы. Как сделать связь доступной для любого жителя Лондона в течение всех суток?

Первоначально вариант создания «публичных офисов дозвона» был не совсем удачен, поскольку они располагались в основном в общественных местах на вокзалах, в магазинах, гостиницах. Это вызывало явные неудобства, потому как магазины в строго установленное время закрывались, а некоторые районы Лондона были удалены от вокзалов на значительные расстояния.

Да и сами телефонные будки были слишком далеки от совершенства, их конструкция была такова, что звонящий во время разговора был отделен от внешнего мира лишь легкой тканевой занавеской, что опять, как вы понимаете, создавало массу «трудностей перевода».

Тогда британцы первыми решили перенести свои переговорные пункты на улицу и сделать их доступными для любого желающего в любое время дня и ночи. Для этого были созданы специальные деревянные будки, в которых и размещался телефонный аппарат.

Но появилась новая проблема – каждый оператор телефонной связи видел по-своему дизайн своей телефонной будки. И поэтому приезжему человеку не всегда было легко найти телефон.

Проблема была решена. Телефонные будки под аббревиатурой К1 в 1920 году были первой попыткой Почтового управления внести единообразие в только образующуюся сеть киосков по всей стране. Изготавливались они из стандартной бетонной коробки с деревянной дверью, пирамидальной формы крыша увенчивалась украшением. Однако готовое изделие заказчик оценил невысоко, было изготовлено всего 50 штук.

(к1)

Конкурс, устроенный в 1920 году Окружным столичным объединенным комитетом и Королевской комиссией по изобразительному искусству, должен был положить конец многообразию телефонных будок по всей стране и привести их к единому виду. Из всех возможных вариантов победила работа, предложенная сэром Гайлсом Гильбертом Скоттом. Гайлс Гильберт Скотт родился 1880 году в семье известных архитекторов. Телефонная будка не единственный след в истории английской культуры, оставленный им. Его рука коснулась создания Ливерпульского собора и электростанции в Баттерси, причем его работа в соборе была выполнена, когда ему было 22 года.

(к2)

Только в одном Лондоне было установлено 1500 экземпляров новых однотипных будок. Первые экземпляры киоска Скотта, несмотря на сложности изготовления и высокую цену, уже тогда называли шедевром. Будка была выполнена в классическом дизайне с использованием винтажных элементов уличного оформления. Модель киоска K2 по праву считается лучшим дизайном телефонной будки в мире. Причем в оригинале цвет киоска серебряный, а интерьер голубой и зеленый.

Несмотря на впечатляющий внешний вид, будки K2 критиковали за их цену, большой размер и сложности с транспортировкой за пределы Лондона. Киоск K3 был специально создан как облегченная версия K2, меньшего размера, но повторяющая его линии и формы. Вместо чугуна, который шел на изготовление коробки K2, корпус киоска K3 был произведен из бетона. В течение шести лет около 12 000 телефонных будок K3 было установлено по всей стране, исключая столицу. Однако деревенские общины были встревожены ярко-красным цветом будок, после чего их начали окрашивать в молочный цвет с красной обрешеткой стекол. Примечательно, что из-за хрупкости корпуса дожило до наших дней совсем немного будок третьего типа, одну из них можно увидеть в окрестностях Лондонского зоопарка (вольер с попугаями).

Киоск K4 

(к4)

был работой уже не Скотта, хотя во многом повторял формы триумфального K2. K4 был разработан и изготавливался инженерами и работниками Почтового управления. Построенный в 1927 он был вдвое больше модели K2 и представлял собой попытку объединения телефонной будки и почтового отделения — первое полностью автоматизированное, работающее 24 часа в сутки отделение по обслуживанию почтовых отправлений.

В основании киоск К4 был прямоугольный, одна из сторон была оживлена надписью: «Почта», вторая: «Марки» и над дверью уже обозначалось: «Телефон». За киоском располагались два автомата по продаже марок и почтовый ящик, подсвеченные лампой утопленной в куполе крыше. К4 настолько был большой, что получил прозвище: «Вермильонский гигант», он был слишком велик для многих узких улочек, автоматы по продаже марок своим шумом мешали разговору и не были надежно защищены от влаги, присутствующей в избытке на Туманном Альбионе. В целом будка получилась неудачной, непрактичной, неэстетичной и только 50 штук было установлено в итоге.

Модель K5 

(к5)

была попыткой восстановления дизайна киоска Скотта, предназначенного для установки по всей стране в местах временного скопления людей: на ярмарках, фестивалях и прочих массовых событиях. В отличие от моделей K2 и K4 изготовленных из чугуна, и K1 и K3 — из бетона, новая будка была сделана из металлизированной фанеры и с использованием меньшего количества остекленных поверхностей. Она оказалась дешевой в производстве и легкой в установке на месте.

Введенная в обиход в 1934 году на сегодняшний день является из-за недолговечных материалов еще большей редкостью, чем модель K4. Во многих музеях представлены современные реплики, а не дожившие до наших дней оригиналы.

Выпуск будки K6 был приурочен к юбилею короля Джорджа V. Необходим был проект легкого, повторяющего линии его собратьев, недорогого киоска. Кто же мог справится с этой задачей лучше самого сэра Гильберта Скотта? Никто. Ему и поручили эту работу.

(к6)

Традиционная английская телефонная будка модели K6 похожа на модель K2, но меньше в размерах и проще в деталях. Корона, украшавшая предыдущие модели в верхней части киоска, выполнена рельефной, а вентиляционные отверстия спрятались за надписью: «Телефон», была переработана обрешетка окон, молдинг в нижней части был убран. Будка была дешевой в производстве, легкой в транспортировке и требовала небольшой фундамент для установки, кроме того, в ней безошибочно угадывался дизайн первых будок Скотта.

С 1936 по 1960 года эта модель дожила с незначительными антивандальными изменениями и была произведена в количестве 60 000 штук. Управление почты позволило в деревнях окрашивать будки в зеленый, желтый, белый и серый цвета, но основным оставалась красная раскраска, как лучше всего привлекающая внимание в экстренной ситуации. Модель K6 стала наиболее популярной и узнаваемой из всех возможный вариаций английской телефонной будки.

Телефонная будка модели K7

(к7)

появилась в 1959 году в результате конкурса трех прототипов, представленных Н. Кондером, М. Блэком и Д. Хоуи. Во всех проектах в качестве основного материала использовался алюминий. Победил проект Нивиля Кондера, работавшего, в том числе, для университетов в Бирмингеме и Кембридже, а так же над вольером для слонов в Лондонском зоопарке.

Если сравнить внешний вид киоска K7 со своим предшественником, то видится мало общего. Кондер был одним из поствоенных архитекторов-модернистов, которые не стеснялись использовать в своих работах обилие бетона. Часть киосков, сделанных из алюминия, долго не прослужила из-за влажного климата, но чугунные версии отработали двадцать лет, начиная с 1962 года.

Соответственно, очередная попытка создать массового приемника телефонной будки провалилась и в 1960 году почтовое управление под влиянием модернизма, охватившего мир, искало дизайн телефонной будки для Англии в духе времени. Модель киоска K8

(к8)

 

была создана Брюсом Мартином в 1968, была недорогой и легкой в изготовлении, состояла всего из 183 частей.

В целом будку можно было рассматривать как модернистскую интерпретацию идей Скотта: куполовидная крыша, прямоугольная вывеска над дверью, но окна представляли собой единую витрину, которая при необходимости уединиться при разговоре, могла быть закрыта тканной шторой, но последнее нововведение слишком удобно было для ограбления телефонов, поэтому не нашло широкого применения.

Будка K8 была гораздо успешнее предшественника, их было выпущено около 11 000 штук. Современные будки, устанавливаемые в Соединенном Королевстве и выполняемые по заказу British Telecom уже не те, они более практичные, более «сухие» и без души. Модель K8 была последней будкой разработанной архитектором и последней красной телефонной будкой Великобритании.

Много лет классическая красная телефонная будка выполняла свои прямые обязанности, позволяя горожанам и гостям Лондона в относительной тишине поговорить или даже переждать неожиданно начавшийся дождь.

Но технологии идут вперёд, традиционный телефон как средство общения уходит в прошлое, а вместе с ним и уличные будки. Ещё несколько лет назад в стране насчитывалось около 150 000 телефонных будок, а сейчас главных достопримечательностей Лондона осталось уже менее 13 тысяч.

Однако стильные лондонские телефонные будки настолько самодостаточны, что им всегда найдется новое применение. Сегодня все чаще их можно встретить в качестве элементов дизайна домов и офисов: в виде гардероба, аквариума или собственной телефонной будки в квартире.

(мини-библиотека)

Красная телефонная будка стала, подобно знаменитому Биг-Бену, черному шлему английского бобби, красному почтовому ящику, лондонскому метро, черному высокому такси, где пассажиры отделены от водителя стенкой, и двухэтажному автобусу, как бы иконой Британии, символом лучших английских традиций.

Запись опубликована в рубрике Новини. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

2 комментария: Исчезающий символ Англии

  1. Грешник говорит:

    Весёлая эволюция))) НУ судя по тому , что в те времена не было пластика , так всё должно было и быть :)

  2. lusav говорит:

    Очень интересно!… ностальгично – жаль, что постепенно уходят такие красивые и значимые символы…(

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>