Урок 8: Искусственное усиление доводов

Аргументирование в беседе — самое сложное и самое важное. Это то, к чему следует подготовиться заранее: кто знает, как воспримет ваши доводы оппонент. Веских аргументов в пользу покупки очередного и не слишком нужного наряда иногда быстро и не найти. Что же делать? Вырабатывать стратегию!
12 риторических методов

Фундаментальный метод. Это прямое обращение к собеседнику посредством ознакомления с фактами. Большую роль при этом играют цифровые данные, которые выглядят обычно убедительно. Есть еще одно преимущество использования цифр. Мало вероятно, что у присутствующих есть под рукой материал, касающийся именно приведенных цифр, так что поспорить с этими данными им будет непросто.

Метод извлечения выводов. Состоит из последовательной аргументации, которая шаг за шагом постепенно подводит нас к желаемому выводу.

Метод сравнения. Имеет исключительное значение, особенно когда сравнения подобраны удачно. Это придает убеждению яркость и силу внушения.

Метод «да, но…». Нередко оппонент приводит хорошо подобранные аргументы. Однако они охватывают или только преимущества, или только слабые стороны. Но поскольку в реальной действительности у любого явления имеются как плюсы, так и минусы, то легко применить метод «да, но…», который позволяет рассмотреть и другие стороны обсуждения. В данном случае необходимо спокойно согласиться с партнером, а потом начать характеризовать этот предмет с прямо противоположной стороны и трезво взвесить, чего здесь больше: плюсов или минусов.

Метод игнорирования. Очень часто бывает, что изложенный партнером факт не может быть опровергнут, но зато его можно с успехом проигнорировать.

Метод кажущейся поддержки. Выслушав аргументы оппонента, не возражаем и не противоречим, скорее приходим на помощь, приводя новые доказательства в его пользу. Но только для видимости, а затем следует контрудар.

Метод опроса. Вопросы —  «ударный инструмент» любой беседы. Поскольку мы хотим узнать от собеседника преимущественно совсем не то, что он сам хочет сообщить, то мы тщательно продумываем вопросы заранее, предусматриваем обстоятельства, при которых сможем в определенной последовательности и нужном темпе задать их собеседнику. Вопросы должны быть краткими и содержательными, но при этом предельно точными и понятными.

Метод акцентирования. Собеседник в соответствии со своими интересами смещает акцент, выдвигая на первый план то, что его устраивает.

Метод противоречия. Основан на выявлении противоречий в аргументации оппонента. Если речь идет о доказательной аргументации с вашей стороны, вы должны предварительно тщательно проверить, не противоречат ли одна другой ее отдельные части и данные, чтобы не дать возможности оппоненту перейти в контрнаступление.

Метод кусков. Состоит в разделении выступления партнера таким образом, чтобы были ясно различимы отдельные части. Эти части можно прокомментировать, например, так: «это точно», «об этом существуют различные точки зрения», «это полностью ошибочно». При этом не следует касаться наиболее сильных аргументов партнера, а сосредоточится на слабых местах и пытаться опровергнуть именно их.

Метод «бумеранга». Дает возможность использовать «оружие» партнера против него самого. Этот метод не имеет силы доказательства, но оказывает исключительное действие, если применять его с изрядной долей остроумия.

Метод повторения. В обычном разговоре дословное повторение раздражает. Однако при убеждении без повторения не обойтись. Делать это нужно косвенным образом. Сложные мысли не успевают проникнуть в сознание, если они сменяют друг друга и произнесены лишь единожды. Надо дать человеку время задуматься, понять, усвоить мысль, для чего необходимо задержать на ней внимание слушающего. Чтобы не быть утомительным и скучным в повторении, нужно излагать повторяемые мысли различными оборотами речи.

Тест «Работоголик ли Вы?»

В странах, уделяющих пристальное внимание изучению работоголизма (Япония, США, Канада) используются полуструктурированные интервью для выявления работоголизма. Одним из таких интервью является вопросник, предложенный Б. Киллинджером, фиксирующий внимание на следующих вопросах:

(Инструкция: ответ на каждый вопрос отмечайте знаком плюс, если согласны, или минусом, если ваш ответ «нет»)

1. Важна ли для вас ваша работа?

2. Нравится ли вам делать вещи совершенно безукоризненно?

3. Свойственен ли вам дуализм во взглядах, видите ли вы все в черном или белом цвете без промежутков?

4. Стремитесь ли вы к конкуренции и важна ли для вас победа в ней?

5. Важно ли для вас всегда быть правым?

6. Критичны ли вы к себе, осуждаете ли себя в случае совершения ошибки?

7. Боитесь ли вы все время поражения?

8. Беспокойны ли вы, импульсивны ли?

9. Часто ли вам становится скучно?

10. Загоняете ли вы себя до истощения?

11. Возникают ли у вас периодически состояния, во время которых вы чувствуете себя чрезвычайно усталым?

12. Появляется ли у вас чувство вины при появлении у вас дискомфорта?

13. Считаете ли вы себя необычным или отличающимся от других?

14. Читаете ли вы постоянно материалы, связанные с работой, даже во время еды или просмотра телевизора?

15. Составляете ли вы список того, что необходимо сделать, или ведете дневник?

16. Обнаруживаете ли вы, что вам становится все труднее и труднее проводить свободное время в выходные, каникулы и во

время отпуска?

17. Часто ли вы чувствуете, что вам не хватает времени и вы хотите, чтобы сутки продолжались больше 24 часов?

18. Контактируете ли вы с работой во время отдыха?

19. Относитесь ли вы к работе как к игре и выходите из себя, если играете плохо?

20. Избегаете ли вы думать о том, что вы будете делать, когда не будете работать?

21. Вы ответственны на работе, но безответственны в делах личного характера.

22. Стараетесь ли вы избегать конфликта вместо того, чтобы его разрешить?

23. Характерны ли для вас импульсивные действия и вы не обращаете внимание на то, как они повлияют на других людей?

24. Вы боитесь критики, но сами любите осуждать и критиковать?

25. Вы заметили, что у вас ухудшилась память на то, о чем вам говорили другие?

26. Бываете ли вы «вне себе», если все идет не так, как вы запланировали?

27. Если вас прерывают во время решения вами производственных проблем в домашних условиях, вызывает ли это у вас резкое раздражение?

28. Создаете ли вы безвыходные ситуации для себя и для других?

29. Сконцентрированы ли вы на событиях будущего, вместо того, чтобы радоваться настоящему?

30. Не забываете ли вы и не преуменьшаете ли значение семейных событий и праздников?

Интерпретация:

Если количество положительных ответов превышает 2/3 (20 «да»), речь идет о наличии у человека работоголизма.

Если Вас заинтересовала данная информация и Вы хотите дополнить свои знания, можете обратиться в библиотеку и ознакомиться с новыми изданиями по психологии и развитию лидерских качеств.

Тема следующего урока — «Как “читать” собеседника?».

Запись опубликована в рубрике Віртуальна школа лідерства, Новини. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>