ОСТАП БЕНДЕР
Часть 1
Среди литературных героев, которые удостоились собственного музея, есть конечно и самый обаятельный жулик мировой литературы – Остап Бендер. Искрометные романы И. Ильфа и Е.Петрова “Двенадцать стульев” и “Золотой телёнок” не требуют дополнительного представления. А тот, кто их не читал, наверняка видел блистательные экранизации. Полюбившийся персонаж давно превратился для читателя в хорошего знакомого, а его высказывания – в афоризмы, помогающие в сложных жизненных ситуациях.
Парадоксально, но прототипом извеснейшего литературного мошенника стал человек, какое-то время работавший в одесском уголовном розыске. Об этом рассказал писатель Валентин Катаев — старший брат Евгения Катаева, известного нам под псевдонимом “Евгений Петров”. В 1978 году вышла книга мемуаров В. Катаева “Алмазный мой венец” в которой говорилось: “Остап Бендер написан с одного из наших одесских друзей. Он был старшим братом одного замечательного поэта-футуриста… Внешность … авторы сохранили в своем романе почти в полной неприкосновенности: атлетическое сложение и романтический, чисто черноморский характер”.
Звали этого человека Осип Шор. Он родился 30 мая 1899 года в городе Никополе в семье купца 2-ой гильдии Вениамина Шора и дочери одесского банкира Екатерины Бергер.
Когда ребенку исполнился год, семья Шоров переехала в Одессу, где мальчик и вырос. В 1916 году, во время разгара Первой мировой войны, юношу призвали в армию. Тогда Ося предоставил комиссии поддельные документы о том, что он, якобы, является сыном турецкоподданного. В дореволюционной Одессе “турецкоподданными” называли евреев, собирающихся переехать в “Землю Обетованную”. Государства Израиль тогда еще не существовало, а Палестина, на землях которой оно будет впоследствие создано, входила в состав Османской империи. Турецкое подданство пользовалось популярностью, так как давало возможность преодолеть законы, ограничивающие права евреев в Российской империии. А во время войны оно позволяло уклониться от призыва, потому что граждан страны-противника на фронт не брали.
В 1917 году Шор поступил в Петроградский политехнический институт. Его брат Натан Шор уже жил в столице и пользовался некоторой известностью как поэт Анатолий Фиолетов. Именно на квартире брата Осип Шор познакомился с Эдуардом Багрицким, Валентином Катаевым, молодыми литераторами Ильфом и Петровым. Потом грянула революция. Осип Шор пробирался в родную Одессу целый год. Конечно, денег у студента не было, и ему приходилось добывать их разными путями. Например, он выдавал себя за инспектора пожарной охраны и проверял богадельни для пожилых людей. Так как директора этих учреждений часто злоупотребляли своим положением, то Осип получал от них взятки а так же бесплатно обедал у этих начальников. Имели место в реальности и другие эпизоды из “Двенадцати стульев” – Шор представлялся художником, (не умея рисовать), шахматным гросмейстером, и даже участником антисоветской организации. А вот охоты за сокровищами в биографии “великого комбинатора” не было. Этот сюжет авторы романа позаимствовали из рассказа Конан Дойля “Шесть Наполеонов”, видоизменив и переработав его.
Наконец, Осип Шор добрался до родной Одессы. И тут судьба столкнула его с прообразом другого, не менее яркого литературного персонажа. Удивительно, но в жизни прототипы двух самых известных одесских литературных преступников не только находились “по разные стороны баррикад”, но и являлись личными врагами. Это было тяжелое время. За период Гражданской войны власть в Одессе менялась 14 раз: белогвардейцы, австрийцы, немцы, петлюровцы, войска гетмана Скоропадского, анархисты, большевики. Бывало и так, что в одно и то же время разные районы города контролировали разные политические силы. Не удивительно, что в такой обстановке реальная власть в Одессе принадлежала бандитам. Их возглавлял Моисей Винницкий по кличке Мишка Япончик. Он же — прототип Бени Крика в “Одесских рассказах” Бабеля.
Одеситы, которым надоел разгул бандитизма, стали объединяться в народные дружины местной милиции. Осип Шор вступил в одну из таких дружин и вскоре стал ведущим оперуполномоченным по борьбе с преступными группировками. Одесский угрозыск получил достойного сотрудника. Он беспощадно расправлялся с преступниками. Поэтому Мишка Япончик решил ликвидировать бесстрашного опера. По ошибке бандиты вместо Осипа убили его брата, поэта Анатолия Фиолетова. Гибель брата подействовала на Шора угнетающе. Он поклялся не брать больше в руки оружия, уволился из уголовного розыска и уехал в Петроград.
Много чего было ещё в жизни этого незаурядного человека. Осип Вениаминович Шор прожил почти восемьдесят лет, перенес два инфаркта и ослеп на один глаз. Похоронили его на Востряковском кладбище в 1978 году.
Памятник Осипу Шору в его родном городе Никополе
А Остап Бендер до сих пор остается популярнейшим персонажем на постсоветском пространстве. Забавно, что любимым героем миллионов стал человек сомнительной репутации, мошенник. Возможно, потому, что его аферы были направлены на тех, кто сам был не в ладу с законом и совестью? Иначе как объяснить, что “великому комбинатору” установлено множество памятников и посвящено целых два музея?